therese_phil: (Default)
[personal profile] therese_phil

Дорогие друзья-филологи (и не только), мы вчера обсуждали, что необходимо составить письмо в защиту А.И.Федуты, и даже такое письмо было составлено, собраны и проверены факты, достигнута предварительная договоренность о публикации на Опен-Спейс, однако, о первоначальном пуле подписей никто, увы, не позаботился (mea culpa). Честно говоря, списываться и созваниваться с «именитыми» коллегами и дожидаться их подписей во главе списка – нет ни времени, ни охоты. Поэтому предлагаю следующую модель публикации: мы публикуем заметку с текстом письма и со своими подписями под ним, а остальные пусть ставят подписи уже в специальной форме под публикацией. 

Здесь хочу утвердить с заинтересованными читателями и возможными подписантами текст вводной заметки и собственно письма, а также его адресацию.

Мне кажется, что адресовать письмо Лукашенке не имеет никакого смысла (да злобные мерзавцы и не стоят обращений), то же самое в значительной степени относится к российским властям, отказавшимся квалифицировать белорусские безобразия. Вероятно, у нас остается лишь полтора адресата: главный из них – собственно, общественное мнение, мнение людей культуры у нас и на западе, а второе – те международные структуры, которые обеспечивают в Европе какую-никакую демократию, и уже заявили о своем неодобрении совершенного обмана и насилия (ПАСЕ, ОБСЕ). Понятно, что письмо переходит таким образом из модуса ходатайства и слезницы в модус коллективного протеста. 

Другой важный вопрос – это вопрос о том, что АИФ – не единственный деятель культуры, безвинно оказавшийся в тюрьме. Мы, как мне кажется, не можем ограничиться (и ограничить возможных подписантов) поддержкой одного человека, забыв о десятках его коллег (не говоря о сотнях других арестованных). Возможно преамбула к письму разъяснит эту коллизию.

Итак вот текст заметки и письма – для обсуждения: 

Вчера днем мы узнали, что в Минске, вместе с сотнями других оппозиционеров, арестован наш коллега и друг Александр Федута – филолог и критик, автор десятков книг и статей о белорусской, польской и русской литертуре, много сделавший для активного и плодотворного взаимодействия наших культур. Мы понимаем, что наши голоса, скорей всего, не будут услышаны белорусскими властями, но не можем позволить себе смолчать и не заступиться за своего коллегу и его соратников. Мы надеемся, что российские и западные ученые-гуманитарии, деятели культуры, журналисты поддержат наш протест и нашу надежду и предлагаем своим единомышленникам подписать следующее письмо:

В Беларуси идут массовые аресты деятелей политической оппозиции и просто людей, смеющих самостоятельно думать и действовать – литераторов, деятелей искусства, журналистов, ученых. В частности, арестованы и продолжают находиться в заключении (этот список, конечно, далеко не полон):

Славомир Адамович, поэт; Вадим Александрович, журналист; Александр Астафьев, журналист; Дмитрий Бондаренко, журналист; Сергей Возняк, журналист; Никита Володзько, актер; Дмитрий Галко, журналист; Олег Гулак, правозащитник; Вадим Замировский, журналист; Наталья Коляда, директор театра; Илья Кузнецов, журналист; Владимир Некляев, писатель (бывший кандидат в президенты Беларуси); Анатолий Павлов, бывший проректор БГУ; Андрей Почобут, журналист; Алексей Салей, журналист; Дмитрий Савка, лингвист; Денис Тарасенко, актер; Ирина Халип, журналист; Александр Федута, историк литературы, журналист; Владимир Щербань, режиссер.

Мы считаем, что избиения и аресты – не метод политической борьбы, и поэтому решительно протестуем против произвола, который творят власти Республики Беларусь. Мы требуем немедленно освободить и прекратить преследование людей, вся вина которых состоит в попытке публично выразить свое мнение.

Мы просим Парламентскую ассамблею Совета Европы, которая сегодня олицетворяет европейскую демократию, а также другие межгосударственные органы, занимающиеся проблемами прав человека, вмешаться в ситуацию и употребить все свое влияние для освобождения арестованных.

Далее пойдут подписи тех, кто вчера участвовал в обсуждении и захочет присоединиться сегодня. Прошу всех, кто согласен с текстом и готов поставить подпись, написать это открытым или скрытым комментом, либо послать сообщение в личку. Если по ходу обсуждения удастся привлечь к подписанию внеЖЖшных участников, то замечательно (основной разгон – после публикации). Состав подписи: Имя-Фамилия, профессия и/или место работы (кратко), степени-звания-титулы (по вкусу), город/страна.

Редакторские поправки и соображения приветствуются.

Date: 2010-12-21 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] r-v.livejournal.com
Роман Сергеевич Войтехович, PhD, лектор Тартуского университета.

Date: 2010-12-21 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] simon-mag.livejournal.com
...белорусской, польской и русской литер[а]туре...

Евгений Сошкин, поэт, филолог (Израиль).

Date: 2010-12-21 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] n-bogomolov.livejournal.com
Николай Алексеевич Богомолов, профессор МГУ, зав. кафедрой литературно-художественной критики.

Date: 2010-12-21 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] Миша Шапир (from livejournal.com)
Шапир Михаил Максимович, школьник.

Date: 2010-12-21 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] r-l.livejournal.com
Да, это нормальный текст, подписываюсь.
Роман Лейбов, доцент Тартуского ун-та (Эстония).

Date: 2010-12-21 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] polli-k.livejournal.com
Иоанна Борисовна Делекторская, к.ф.н., ст.н.с. музея "Мемориальная квартира Андрея Белого" (Москва)
From: [identity profile] hist-ling.livejournal.com
Илья Арнович Магин, верстальщик.

Date: 2010-12-21 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] e-g.livejournal.com
Евгений Горный, PhD

Date: 2010-12-21 04:10 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Альберт Байбурин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Date: 2010-12-21 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] almony.livejournal.com
Давид Эршлер, PhD, сотрудник Независимого Московского Университета.

Date: 2010-12-21 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zhsky.livejournal.com
А подписи оставляют только преподаватели и исследователи?

Date: 2010-12-21 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] therese-phil.livejournal.com
Нет, все желающие, но особливо гуманитарии, вкл. литераторов, издателей, журналистов, художников, музыкантов, театральных деятелей и пр.

(no subject)

From: [identity profile] zhsky.livejournal.com - Date: 2010-12-21 04:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2010-12-21 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] rapas.livejournal.com
Кристина Глинските, Вильнюс, пенсионер

Date: 2010-12-21 04:20 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Александр Долинин, профессор университета Висконсин-Мадисон, США

Date: 2010-12-21 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] intrada-alice.livejournal.com
Довгий Ольга Львовна, кандидат филологических наук, преподаватель РГГУ
Махов Александр Евгеньевич, доктор филологических наук, профессор РГГУ

Date: 2010-12-21 04:29 pm (UTC)
From: (Anonymous)

Александр Осповат, профессор Калифорнийского университета (Лос-Анджелес)

Date: 2010-12-21 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] eule.livejournal.com
Анна Андреева, к.ф.н., Фрайбург - Москва
(deleted comment)
From: (Anonymous)
Так таки полный Профессор? Типа Донны Орвин? Глядите, Вадим Беспрозванный (ниже) себя чуть более скромно и точно обозначил.

Date: 2010-12-21 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] shura-roginskij.livejournal.com
Александр Рогинский, студент РГГУ

Date: 2010-12-21 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] vadbes.livejournal.com
Вадим Беспрозванный, PhD, лектор Мичиганского университета (Анн Арбор)

Date: 2010-12-21 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] corectorr.livejournal.com
Андрей Борзенко, журналист, редактор

Date: 2010-12-21 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vrazhek.livejournal.com
Татьяна Хаевская, библиотекарь, Москва.

Date: 2010-12-21 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] sz17.livejournal.com
Зенкин Сергей Николаевич, доктор филологических наук, РГГУ-МГУ

Date: 2010-12-21 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] akost.livejournal.com
Костин Андрей Александрович, ученый секретарь Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Я ставлю свою подпись, потому что мне отвратительна ситуация в целом и я заинтересован в судьбе АИФ в частности.
Но, вообще говоря, если уж письмо литературоведов в поддержку литературоведа превращается в письмо деятелей культуры в поддержку деятелей культуры, то мне кажется неприемлемым, что подчеркиваются только "свои". А как быть с теми сотнями задержанных, кто не актеры, не журналисты, не литературоведы и не писатели. И даже не политики.
Такое письмо было бы честнее, но в его преамбуле не должно быть, в таком случае, Федуты.
Помимо прочего, полагаю, что письмо в Совет Европы будет иметь едва ли не меньший эффект, чем письмо к официальным лицам Белоруссии. На СЕ Лукашенко положить так же, как и нашему руководству; к чему приводит подобная международная поддержка в отношении тоталитарных режимов, последняя Нобелевская премия показала достаточно внятно.
Одним словом, мне бы хотелось все же, чтобы письмо было в поддержку людей, а не в осуждение кровавого режима - для этого есть другие жанры и места.
В связи с этим - предлагаемая правка:
1) В начале добавить, в связи с чем (или когда) начались аресты, я бы дал "С 19 декабря, после завершения голосования на выборах Президента...".
2) идут аресты - нехорошо, лучше "происходят".
3) или после ученых добавить "а также сотен других людей - возможно, - и не творческих профессий, но посчитавших необходимым открыто заявить о несогласии с политикой нынешнего руководства Беларуси", а еще лучше - с этих сотен безымянных начать, после чего указать "в том числе".
4) я бы убрал фразу про протест против произвола, оставив только требование освободить - это будет и честнее (я подписываюсь из-за сочувствия к пострадавшим), и менее раздражительно для читателей в официальной Белорусии.
5) Фраза об олицетворении чего-либо ПАСЕ кажется мне излишней: здесь ведь авторы письма зачем-то (выражая свою вполне обоснованную точку) тычут еще и в адрес не только АГЛ, но и ВВП с ДАМ; письмо же, повторюсь, с моей точки зрения, должно быть о людях. Если нужна похвала ПАСЕ - пусть она будет нейтральной: арбитр, но не оплот и олицетворение.
Edited Date: 2010-12-21 04:49 pm (UTC)

Date: 2010-12-21 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] therese-phil.livejournal.com
Дорогой Андрей, спасибо большое, что подписали письмо. По поводу Ваших замечаний имею ответить следующее:

1. Да, конечно, надо защищать всех - профессия пострадавших глубоко вторична по сравнением с фактом произвола - избиениями и арестами. Но категориально не ограничивая защищаемых, мы не должны ограничивать и категории защищающих. И в этом случае локальная акция превращается в безграничную и политическую. Опыт правозащитной работы показал, что много локальных акций, писем с разными адресатами и разными подписантами, работают лучше, чем одна бесформенная и длительная акция. Уже появились другие письма и заявления против происходящего в БССР - и вместе они создают широкое поле общественного протеста, чего и надо добиваться.

2. Адресат совершенно не важен - важен громкий резонанс. Лука крайне разозлен и в любом случае не будет реагировать прямо, кто бы и что бы ему ни заявлял. Равзозлить его еще больше невозможно. Обращение в европейские структуры (а мы подкрепим это адресным и официальным письмом "Мемориала" с просьбой считать коллективное письмо заявлением в ПАСЕ и ОБСЕ) инициирует ряд телодвижений этих структур. Но опять же, дело не в этих телодвижениях: главное разогреть публику, прессу и т.п. - нам нужно держать тему на плаву, потому что 600 чел. отпустят, а человек 30-40 не отпустят и будут им шить уголовную статью и срок лет по 5-10 (и АИФ - один из первых кандидатов на уголовное преследование). Тут раскрученность темы сыграет роль трамплина для нового витка защитных акций. Цель на самом деле - держать судьбу Ф. и его соратников в фокусе правозащитного и общественного влияния, чтобы в какой-то момент, поостынув, Лука решил бы, что не стоит связываться и, скажем, выслал осужденных из страны, а не сгноил бы их в тюрьме (на освобождение или оправдание тех, кому предъявят обвинения, я не надеюсь.

3. Конкретные поправки в тексте уже, к сож., невозможны - к моменту появления Вашего комментария письмо с первой порцией подписей ушло в публикацию (http://www.openspace.ru/news/details/19451/). Кое с чем я согласна, а кое с чем нет. Напр., последний абзац я продумала специально: ПАСЕ - орган, в котором, помимо членов ЕС, участвуют и Россия, и Украина, и некоторые другие, еще не принятые в ЕС страны: это именно, что общая площадка, сход соседей, а не врагов.

Date: 2010-12-21 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ilja-kukuj.livejournal.com
Илья Кукуй, PhD, старший преподаватель Института славянской филологии, г. Мюнхен (Германия)

Date: 2010-12-21 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] noones-island.livejournal.com
Елена Островская, кфн, доцент ИФИ РГГУ, Москва

Profile

therese_phil: (Default)
therese_phil

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 31     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 30th, 2025 02:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios